Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития и модернизации российской системы образования нравственное воспитание является одной из актуальных проблем, которую необходимо решать всем, кто имеет отношение к детям. Сегодня речь идет о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, как одной из составляющих нравственности, которая непосредственно связана с развитием и воспитанием ребенка до школы. Основа лучшего - человечности - закладывается в дошкольном возрасте, в возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений.
Проблема формирования нравственности является предметом большого числа исследований. Механизм нравственного становления личности, основанный на системном подходе к воспитанию, освещен в работах Ю.К. Бабанского, А.П.Буева, В.А. Караковского и др, Психологический анализ проблемы нравственного развития личности осуществлён в работах Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева, Ю.М. Орлова, Л.М. Фридмана и др. Проблемы формирования нравственных понятий и убеждений у дошкольников рассмотрены в трудах И.М.Краснобаевой, А.М. Леонова, И.С. Марьенко, В.И. Петрова.
Актуальность проблемы заключается в том, что воспитание человека – это формирование целостной личности, а основным стержнем, определяющим целостность, является нравственность. Формирование нравственного сознания является одной из целей нравственного воспитания. С помощью нравственного сознания регулируются поведение, нравственная деятельность и нравственные отношения людей в обществе.
В связи с этим очевидна необходимость организации нравственного воспитания воспитанников детского сада, формирования у них нравственных норм. Также очевидна необходимость организации специальной педагогической работы по выяснению сущности нравственных норм, нравственных отношений человека с обществом, коллективом, трудом, с окружающими его людьми и с самим собой. Поэтому в воспитании любого нравственного качества используются различные средства и методы воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает комплекс средств, направленных суждениями, оценками, понятиями на воспитание нравственных убеждений.
Этические беседы также относятся к этой группе. Таким образом, налицо явное противоречие между накопленным богатым теоретическим и эмпирическим материалом нравственного воспитания и сложившейся ситуацией недостаточного освоения и усвоения нравственно-этических норм и представлений дошкольниками, в частности, используется метод этической беседы. Это определило выбор темы нашей работы: Нравственная беседа как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: раскрыть сущность и особенности этической беседы как метода нравственного воспитания старших дошкольников.
Объект процесс нравственного воспитания старших дошкольников
Предмет: этическая беседа как метод нравственного воспитания
Задачи исследования:
1) Проанализировать понятия «нравственность» в учебно-методической литературе
2) Рассмотреть психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста
3) Разработать примеры этических бесед для формирования нравственности детей дошкольного возраста
4) Для решения поставленных задач использовались теоретические методы (изучение и анализ литературы по проблеме исследования, обобщение),
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азбука нравственного воспитания [Текст] : пособие для учите- ля / под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. – М. : Просвещение, 1979. – 318 с.
2. Александрова, О. Разыгрываем сказку [Текст] / О. Александро- ва // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 1. – С. 44-51.
3. Аристотель [Текст] / под ред. П. А. Лебедева. – М. : Издат. дом Ш. Амонашвили, 2002. – 224 с.
4. Ахияров, К. Ш. Народная педагогика и современная школа [Текст] : монография / К. Ш. Ахияров. – Уфа : БашГПУ, 2000. – 328 с.
5. Архангельский, Н. В. Нравственное воспитание [Текст] / Н. В. Архангельский. – М. : Просвещение, 1979. – 176 с.
6. Божович, Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей [Текст] / Л. И. Божович, Т. Е. Конникова // Вопроы психологии. – 1975. –
№ 1. – С. 80-89.
7. Волков, Г. Н. Этнопедагогика [Текст] : учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г. Н. Волков. – М. : Академия, 2000. – 176 с.
8. Выготский, Л. С. Психология [Текст] / Л. С Выготский,. – М. : Апрель-Пресс ; Эксмо-Пресс, 2000. – 1008 с.
9. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития [Текст] : психодиагностич. метод. / И.Б. Дерманова – М. : Речь, 2002. – 90-91 с.
10. Дивногорцева, С. Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры [Текст] / С. Ю. Дивногор- цева. – М. : Православ. Свято-Тихонов. гуманит. ун-т, 2007. – 239 с.
11. Дошкольная педагогика [Текст] : учеб. пособие для пед. училищ / под ред. В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение, 1986. – 416 с.
12. Измайлов, А. Э. Народная педагогика [Текст] : пед. воззрения народов Ср. Азии и Казахстана / А. Э. Измайлов. – М. : Педагогика, 1991. – 256 с.
13. Ильин, И. А. Духовный смысл сказки [Текст] / И. А. Ильин // Литература в школе. – 1992. – № 1. – С. 3-10.
14. Каменец, А. В. «Сказка – ложь, да в ней намек…» [Текст] : социал.-пед. анализ рус. сказоч. фольклора / А. В. Каменец. – М. : Квант Медиа, 2016. – 286 с.
15. Кокуева, Л. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего города [Текст] : метод. пособие / Л. В. Кокуева. – М. : Аркти, 2005. – 144 с.
16. Колпакова, Н. П. Сокровище народа. Русское народное поэти- ческое творчество [Текст] / Н. П. Колпакова. – М. : Дет. лит., 1957. – 270 с.
17. Короткова, Л. Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок [Текст] : метод. пособие / Л. Д. Короткова. – М. : ЦГЛ, 2006. – 127 с.
18.. Крестовский, А. В. Роль народной сказки в воспитании духовно- нравственных качеств [Электронный ресурс] / А. В. Крестовский // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – №: 2. – С. 320-329. – URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=18903993 (дата обращения: 11.-3.2017).
19. Куриленко, Г. М. Воспитание нравственности [Текст] : задания и упражнения / Г. М. Куриленко. – Минск : Нар. асвета, 1983. – 144 с.
20. Ладыгина Л.В. Воспитатель в детском доме [Текст] : метод. Пособие / Л.В. Ладыгина – М. : ГНОМ и Д, 2006 – 73 с.
21. Латышина, Д. И. Традиции воспитания детей у русского народа [Текст] / Д. И. Латышина – М.: Школ. пресса, 2004. – 128 с.
22. Левитов, Н. Д. Детская и педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие для пед. ин-тов / Н. Д. Левитов. – М. : Просвещение, 1964. – 428 с.
23. Лучинина, А. О. К вопросу о формировании нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / А. О Лучинина // Концепт. – 2016. – Т. 17. – С. 610–614. – URL : http://e- koncept.ru/2016/46298.htm (дата обращения: 21.01.2017).
24. Островская, Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников [Текст] : кн. для воспитателя дет. сада / Л. Ф. Островская. – М. : Просвещение, 1987. – 144 с.
25. От рождения до школы [Текст] : пример. общеобразоват. программа дошкол. образования / Н. А. Арапова-Пискарева [и др.] ; под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. : М. : Мозаика-Синтез, 2014. – 361 с.
26. Петрова, В. И. Нравственное воспитание в детском саду [Текст] : программа и метод. рекомендации : для занятий с детьми 2-7 лет / В. И. Петрова, Т. Д. Стульник. – М. : Мозаика- Синтез, 2006. – 69 с.
27. Петрова, Т. И. Театрализованные игры в детском саду [Текст] / Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева, Е. С. Петрова. – М. : Школ. пресса‖, 2001. – 128 с.
28. Психология дошкольника [Текст] : хрестоматия : учеб. пособие для студентов сред. пед. заведений / сост. Г. А. Урунтаева. – М. : Академия, 2000. – 408 с.
29. Сидорова, Л. А. Народные сказки в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста [Текст] : учеб. пособие для вузов / Л. А. Сидорова, О. Г. Максимова ; Чуваш. гос. пед. ун-т. – Чебоксары : Изд-во ЧГПУ, 2001. – 185 с.
30. Стефаненко, Т. Г. Методы этнопсихологического исследования [Текст] : спецпрактикум по социал. психологии / Т. Г. Стефаненко, Е. И. Шлягина, С. Н. Ениколопов ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – М. : Изд-во МГУ, 1993. – 79 с.
31. Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения [Текст] : в 3 т. / В. А. Сухомлинский. – М. : Педагогика, 1980. – Т. 2. – 384 с.